Стартовала X Мастерская инноваций в Сколтехе
08 сентября 2023

В пятницу открылась Мастерская инноваций — 2023. Мероприятие стало юбилейным, десятым по счёту в России и Сколтехе. Мастерская — одна из визитных карточек института, интенсивный курс по технологическому предпринимательству и инновациям длительностью один месяц, который проходят все первокурсники магистратуры, прежде чем приступать к основной программе. Ещё незнакомых друг с другом студентов разбивают на команды, каждая из которых должна найти инновационную идею, создать прототип продукта и затем предъявлять его потенциальному конечному пользователю и вносить улучшения, продиктованные обратной связью. Мастерская проводится Центром предпринимательства и инноваций и способствует формированию у студентов предпринимательского взгляда на науку и технологии с первых дней в Сколтехе. Первоначально курс разрабатывался в партнёрстве с MIT.


Мастерская инноваций известна своим международным характером — эту атмосферу в значительной мере создаёт коллектив менторов, которые приезжают на мероприятие со всего мира и представляют самые разные отрасли экономики и виды профессиональной деятельности. Они активно взаимодействуют со студентами, вдохновляют их, отслеживают их прогресс, оценивают и помогают совершенствовать их инновационные идеи, дают ценные советы и конструктивную критику, репетируют презентации для потенциальных инвесторов и так далее.


«Несмотря на неблагоприятные внешние условия, в этом году мы снова можем гордиться сильной международной командой менторов — это 18 топ-менеджеров и предпринимателей из 10 стран, — рассказал профессор Дмитрий Кулиш, директор Мастерской инноваций и Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха. — Цифры говорят сами за себя — всё это яркие специалисты, начальники, большие боссы. Студентам они понравятся».


Инженеры говорят: не сломано — не чини, и Мастерская инноваций развивается не стихийно, а подобно прототипам обучающихся — итерациями, методом проб и ошибок. В этот раз, например, организаторы внедряют довольно изощрённый подход к отслеживанию проектов, или трекингу, как его называют в акселераторах. Для этого будут использовать сложный, тонко настраиваемый педагогический инструмент под названием Online Kanban, система прошла пилотное тестирование на прошлогодней мастерской.


«Когда у тебя 60 инновационных проектов, их может быть сравнительно легко запустить, но очень трудно мониторить», — пояснил Кулиш. Внедряемый подход подразумевает, что у каждой команды будет своя Kanban-доска, на которой студенты отчитываются, как движется их проект, вносят туда свои успехи и неудачи. В итоге менторы и ассистенты преподавателей могут, например, утром все вместе пройтись по этим данным, чтобы быть в курсе, у какой команды что происходит. «Мы говорим о технологической педагогической инновации, которая соответствует образу Сколтеха как школы инноваторов», — добавил директор мероприятия.


Если говорить об истории Мастерской инноваций в Сколтехе, то курс последовательно эволюционировал в сторону большего соответствия менталитету российского инженера и в целом той среде, в которой работает институт. «Если сравнивать с исходной версией курса, которую изобрели в MIT, концептуальная основа не изменилась: начинаем с сырой идеи, делаем прототип, показываем его конечному пользователю и циклически дорабатываем. За эту концепцию мы благодарны MIT. Но педагогическое воплощение в России с годами отличается всё сильнее».


Когда курс впервые проводился в США, в нём участвовали 60 студентов школы бизнеса из MIT и 20 студентов инженерных специальностей из Сколтеха, но как только эту модель применили к когорте 200 инженеров в России, стали возникать непредвиденные сложности. «Нам пришлось пересмотреть подход к презентациям в курсе, равно как и к пресловутому контролю посещаемости, мы сделали акцент на интернациональности атмосферы, которую обеспечивают зарубежные менторы, — рассказал Кулиш. — Мы придумали ярмарку разработок, ожидающих коммерциализации, на которой профессора рассказывают, чем занимаются их лаборатории, и стараются привлечь студентов к собственным проектам». По словам директора, последнее тоже связано со спецификой Сколтеха: в институте существует реальный запрос на то, чтобы студенты не просто «поиграли» в инновации и усвоили, как они устроены, а предприняли честную попытку создать жизнеспособный продукт, в том числе на основе патентов сотрудников.


«Проходит время, и больше другого в памяти остаются истории успеха студентов», — добавил Кулиш, вспомнив три случая с мастерских разных лет. Так, пять лет назад он направил студента, который просил посоветовать тему, на ярмарку проектов, и тот, действительно, очень заинтересовался патентом одного сотрудника. Но зажечь этой идеей товарищей не удалось, и команда сделала другой проект. А ту идею, как оказалось, проработала другая команда, продолжив развивать продукт и после мастерской. И принимать к себе этого студента они не хотели. «Ну не повезло, бывает, — резюмировал Кулиш. — А ты пойди убеди его, что ты лучше. И он убедил. И сделал. И работает».


«Ещё была девушка, очень скептически настроенная. Дескать, все эти идеи для проектов, которые витали в воздухе, — детские игрушки. Но когда она дошла до ярмарки проектов, то нашла там разработку по душе», — рассказал директор. Студентка не только защитила проект, но и захотела развивать его после окончания мастерской — тот результат, к которому в идеале и стремятся организаторы. Но разработка не соответствовала профилю обучения студентки. Перевестись с одной магистерской программы на другую — это целое испытание, но она этого добилась ради продолжения проекта, который оказался вполне успешен.


Другой студент вошёл в команду Мастерской инноваций этого года в роли ассистента преподавателя. Он поразмыслил над тем, что чаще всего заставляет обучающихся прекращать проект после окончания мастерской, и считает, что такие студенты в большинстве своём или всё-таки не находят идею, которая бы неустанно толкала их вперёд, или не тянут одновременно и стартап, и учёбу. Но опять же, быть может, та самая драйвовая идея и даёт энергию прыгнуть выше головы. «Он говорит, что свою идею нашёл, и благодарен за это Мастерской инноваций. И теперь он помогает в этом поиске другим, — поделился Кулиш. — Я считаю, это педагогический успех».


У этих случаев есть общие черты: студенты честно искали не просто абстрактную тему, по которой будут отчитываться, а близкие лично им идеи, для развития которых они готовы преодолевать всевозможные препятствия. Подобным образом и сама Мастерская инноваций драйвит своих организаторов, несмотря на порой неблагоприятную внешнюю обстановку.