Фонд Потанина и Сколтех провели конференцию об искусственном интеллекте в образовании
03 июня 2025
2 июня в Сколтехе прошла конференция для преподавателей «АБВГД_ИИ» о ключевых вызовах и перспективах интеграции искусственного интеллекта в систему высшего образования. Организаторы мероприятия — Благотворительный фонд Владимира Потанина и Сколтех.
subscription

Искусственный интеллект в образовании — уже не фантазии о будущем, а реальность. Успех образовательного процесса теперь во многом определяет умение грамотно использовать цифровые инструменты в практике — и это важно как для студента, так и для преподавателя.

На открывающей конференцию утренней сессии научный журналист и сотрудник Сколтеха Никита Лавренов провёл мастер-класс по использованию чат-бота Perplexity. С его помощью можно, например, быстро обработать фото слайдов с конференции и получить текстовый конспект самой важной информации. Профессор Центра искусственного интеллекта Сколтеха Иван Тюкин, заведующий лабораторией в области доверенного искусственного интеллекта, рассказал о том, как эволюционирует ИИ и как он меняет образование и рынок труда. Ольга Алканова, доцент кафедры маркетинга и директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании СПбГУ, поделилась результатами эксперимента по оцифровке себя как преподавателя, его сложностями и реакциями студентов. Анна Качкаева, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), и Светлана Шомова, профессор НИУ ВШЭ, рассказали о результатах масштабного опроса преподавателей, студентов и представителей креативных индустрий о распространении и освоении ИИ.

На пленарной сессии спикеры рассуждали о вызовах и перспективах интеграции искусственного интеллекта в систему высшего образования.

subscription

Генеральный директор Альянса в сфере искусственного интеллекта Валерия Воробьёва выразила мнение о том, что ИИ-инструменты помогут более качественно раскрывать потенциал обучающихся: «Искусственный интеллект возьмёт на себя рутинные задачи и поможет нам дотянуться до всех — подсветить траекторию студента, высвободить время для нормального разговора». 

«Мы недооцениваем роль личного общения в образовании. Освобождение от рутины с помощью ИИ поможет создать более непринуждённую и неформальную атмосферу, в которой обучающиеся будут замотивированы на изучение предмета», — добавила руководитель направления в SberAI и доцент ВШЭ Мария Тихонова.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева поделилась, как участники конкурсных отборов используют искусственный интеллект: «Интересно, что среди тех, кто использует ИИ, почти поровну встречаются представители технических и гуманитарных специальностей. Чаще всего искусственный интеллект применяют для редактирования готовых текстов, выстраивания их логики, проверки информации на соответствие требованиям конкурса, обобщения данных и составления сопроводительных писем».

В дискуссии также приняли участие ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и профессор РЭШ, директор по продукту в Центральном университете Иван Стельмах, которые поделились своим опытом работы с ИИ-инструментами.

Ректор Сколтеха Александр Кулешов обобщил мнения экспертов и указал на то, что будущее искусственного интеллекта предсказать невозможно: «Мы сейчас живём в мире фантазий и иллюзий в отношении возможностей искусственного интеллекта. Мы живём в полной неопределённости: что можно, что нельзя. Что-то прогнозировать совершенно бессмысленно». В качестве примера ректор привёл AlphaGeometry, которая научилась решать задачи международных математических олимпиад на уровне их золотых призёров.

subscription

Вторая часть конференции была практической и интерактивной. Участников пригласили на четыре специальные кафедры, где они смогли освоить разные инструменты:

●       Заместитель проректора по образованию Сколтеха Ольга Ушакова провела занятие для тех, кто хотел научиться использовать ИИ-сервисы с нуля

●       Заведующий лабораторией прикладного анализа больших данных Томского государственного университета Вячеслав Гойко представил инструменты ИИ в помощь методистам для проектирования образовательных программ

●       Заведующий лабораторией прикладных исследований «Сколтех–Сбербанк», доцент Алексей Зайцев рассказал, какие типы инструкций можно задавать нейросетям, в каких ситуациях их стоит применять и как дообучать большие языковые модели под собственные задачи

●       Команда Центра научной коммуникации ИТМО рассказала, как проектировать программы, в которых ИИ может быть гармонично интегрирован в работу со слушателями, а также почему избегать ИИ — особенно в образовании — бесполезно

На вечерних секциях для участников конференции провели экскурсии по Сколтеху, познакомили их с исследовательской инфраструктурой мирового уровня. Представители Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ провели мастер-класс по применению искусственного интеллекта для обзора литературы в научных исследованиях. Участники смогли познакомиться с ИИ-помощниками, которые облегчают работу над поиском ссылок и обобщением материала.