организовать мероприятие в Cколтехе
оставить заявку
групповые экскурсии для вузов
оставить заявку
5 февраля в Светлановском зале Международного дома музыки впервые в России на одной сцене прозвучали классические произведения, созданные человеком и сгенерированные нейросетью. Государственный Кремлёвский оркестр под управлением заслуженного артиста России Игоря Шевернёва представил музыкальный синтез эпохи барокко и современных технологий в рамках проекта, инициированного Фондом «Опера» Веры Кононовой при поддержке Сколтеха.
В сотрудничестве с Центром искусственного интеллекта Сколтеха была не только написана музыка на основе генеративного ИИ, но и воссозданы два «виртуальных» голоса — баритон «Фантом» (в честь зловещего героя мюзикла «Призрак оперы») и тенор «Фаринелли» (в честь легендарного певца XVIII века, обладавшего уникальным диапазоном).
Для исследовательской группы генеративного искусственного интеллекта Центра ИИ Сколтеха это был первый опыт создания музыкальных композиций. По словам Милены Газдиевой, инженера-исследователя Центра, работа над этим проектом потребовала настройки ряда дополнительных параметров и использования открытых библиотек, адаптированных под задачи генерации музыкального материала и вокальных партий: «Несмотря на большой опыт Сколтеха в исследованиях в области генеративного ИИ, музыка — это новое направление для нас, и мы рады, что получилось воплотить наши идеи в жизнь. Судя по реакции зала, зрители оценили то, как ИИ взаимодействует с богатейшим наследием барочной музыки». Значительный вклад в разработку нейросетевых композиций внёс студент магистратуры Сколтеха Владислав Громадский.
Проект с Государственным Кремлёвским оркестром интересен Сколтеху как демонстрация возможностей генеративного ИИ за пределами классической научной сферы. «Сочетание барочной традиции и современных технологий — это прецедент для дальнейших исследований и развития кросс-дисциплинарных проектов, объединяющих инженеров, учёных, музыкантов и композиторов», — отмечает профессор Евгений Бурнаев, директор Центра ИИ Сколтеха.
Сформулировать запросы к нейросети исследователям помогла Дуань Юй Цянь, молодой китайский композитор, вдохновившая ИИ на создание звуковых пейзажей с использованием арфы конгоу, флейты ди и шэна — древних национальных инструментов, чьё звучание напоминает орган. На концерте прозвучали барочные арии Иоганна Себастьяна Баха, сочинения Дуань Юй Цянь и эксперименты нейросети, призванные продемонстрировать возможности искусственного интеллекта в музыке.
«Музыкальный поединок нейросетей и бессмертной классики актуален с точки зрения привлечения новой целевой аудитории — увлечённой технологиями ИИ молодёжи, пробующей себя в том числе и в качестве композиторов, — объясняет автор проекта, сопрано Вера Кононова, чей фонд «Опера» занимается популяризацией классической музыки, привлечением к ней внимания широкой публики и развитием новых форм взаимодействия музыкантов и учёных. — Но, на мой взгляд, исполнение „живого“ артиста всегда будет выигрывать по сравнению с синтезированным голосом, ведь кроме мастерства исполнения есть ещё энергетика, которую машине не повторить. Но когда человек с помощью своего искусства исполняет музыку нейросетей, сгенерированную на основе лучших произведений, может получиться невероятный синтез, вызывающий восторг у зрителей».