организовать мероприятие в Cколтехе
оставить заявку
групповые экскурсии для вузов
оставить заявку
В Сколтехе разработали и утвердили Положение о принципах использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности. В основе документа — презумпция допустимости применения ИИ студентами и педагогами при условии соблюдения принципов человекоцентричности, прозрачности, корректного указания источников информации и проверки их надёжности. Нарушение принципов расценивается как академическая недобросовестность и может повлечь дисциплинарную ответственность.
При разработке документа учитывались результаты опроса педагогических работников института, организованного в рамках подготовительной работы. Он показал, что преподаватели видят преимущества применения инструментов с искусственным интеллектом в повышении эффективности обучения и экономии времени, индивидуальной настройке учебной работы, стимулировании творческого процесса за счёт оптимизации рутинных процессов. В то же время педагоги выражали опасения, что чрезмерное использование ИИ может негативно отразиться на критическом мышлении и приверженности академической честности обучающихся. Большинство участников опроса указало на необходимость принятия институтом внутреннего документа, регулирующего использование ИИ в образовании.
«Сколтех стал первым университетом в России, который принял отдельный локальный акт об использовании ИИ в образовании. Наши коллеги ранее либо вводили единичные правила для решения отдельных узких задач, либо принимали документы, формулирующие только этические подходы. Мы попробовали создать контур правового регулирования, безусловно, позитивно настроенный к ИИ, но всё-таки определяющий набор правил. При этом, коль скоро мы имеем дело с новым для права явлением, мы заложили в положение условие о его обязательном пересмотре через год, чтобы иметь возможность проанализировать опыт применения и учесть динамику развития технологии», — прокомментировал утверждение нового документа руководитель группы правового обеспечения образовательной деятельности Правового департамента Дмитрий Голованов.
Утверждённое Сколтехом положение признаёт положительную роль искусственного интеллекта в части повышения креативности и решения сложных академических задач и определяет рамки использования инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе для студентов, преподавателей и других сотрудников.
Положение соответствует российскому законодательству и соотносится с принципами ЮНЕСКО. В частности, в нём провозглашается главенство ориентированного на человека подхода: ответственность за принятие информированных решений несут сами студенты и преподаватели, при этом искусственный интеллект рассматривается как вспомогательный инструмент, а не замена взаимодействию между людьми, вовлечению в работу и критическому мышлению. Информация в сгенерированных ИИ материалах подлежит проверке на соответствие действительности. Использование технологии должно быть прозрачным, неуказание факта применения ИИ расценивается как нарушение академической честности.
Значимым для Сколтеха как института, поддерживающего свободу выбора и использования форм и методов преподавания, стало решение делегировать педагогам право определять специальные требования к использованию искусственного интеллекта во время реализации курсов и исследовательских проектов (например, устанавливать объём допустимого использования ИИ в работах). Все специальные требования должны быть доведены до сведения студентов до начала занятий у преподавателя.
Наконец, документ уделяет внимание задаче информирования студентов и педагогов о возможностях и правилах использования технологии. Сколтех организует тренинги для пользователей генеративного ИИ, чтобы обеспечить его грамотное применение.
«В современном мире очень важно быстро интегрировать технологии ИИ в образование и с помощью их использования повышать качество обучения студентов. Наша цель — максимально способствовать внедрению и эффективному использованию таких технологий во всех наших образовательных процессах, и новая политика это полностью отражает», — рассказал председатель экспертной группы Иван Оселедец — профессор Центра искусственного интеллекта Сколтеха.