В Сколтехе предложили новую модель для предсказания твёрдости материалов
16 января 2025

Учёные Сколтеха представили новую простую физическую модель для предсказания твёрдости материалов, основанную на информации о модуле сдвига и уравнениях состояния кристаллических структур. Модель полезна для широкого спектра практических применений — все параметры в ней можно определить с помощью базовых расчётов либо измерить экспериментально. Результаты исследования представлены в журнале Physical Review Materials.

Твёрдость — важное свойство материалов, определяющее их способность сопротивляться деформациям и другим повреждениям (вмятинам, царапинам) посредством внешних сил. Обычно твёрдость определяют путём вдавливания индентера в испытуемый образец, при этом индентер должен быть сделан из более твёрдого материала, обычно алмаза. В этом случае твёрдость определяется на основе соотношения между максимальной силой вдавливания и отпечатком, который останется на образце. Современная промышленность нуждается в новых твёрдых и сверхтвёрдых материалах с улучшенными механическими свойствами по сравнению с традиционными материалами. Одно из решений этой проблемы — применение современных вычислительных методов для высокопроизводительного поиска (скрининга) материалов с улучшенными свойствами.

subscription
Изображение 1. Структура диборида титана, а также формула для вычисления твердости, предложенная в работе. Нижняя панель показывает зависимость твёрдости от направления в кристалле. Источник: Physically intuitive anisotropic model of hardness.

«Сегодня вычислительные методы достаточно развиты для точного прогнозирования структуры и свойств различных соединений и материалов. Однако важно не только предсказать структуру материала, но и точно рассчитать его механические свойства, — например, твёрдость, — которые необходимы для экспериментального синтеза материала с заранее определёнными свойствами. Существующие эмпирические модели для прогнозирования твёрдости основаны на прочности химических связей, степени ионности, электроотрицательности кристаллов и модулях упругости материалов. Нам удалось предложить простую и точную модель, основанную на таких свойствах материала, как сдвиговый модуль упругости и производной объёмного модуля упругости по давлению. Оба свойства могут быть получены в результате экспериментов или атомистического моделирования», — рассказал первый автор работы Фаридун Джалолов, аспирант программы «Науки о материалах» в Сколтехе.

Важность использования сдвигового модуля в модели твёрдости обусловлена его особенностью зависеть от направлений деформации кристаллической структуры — это позволило рассчитать пространственную зависимость твёрдости для ряда материалов с учётом анизотропии структуры кристаллов. Производная от модуля упругости по давлению, полученная из уравнения состояния, позволила учесть влияние температуры на твёрдость.

«Мы продемонстрировали, что модель твёрдости работает для твёрдых и сверхтвёрдых материалов на примерах диборида рения (ReB2) и карбида бора (B4C). Полученная температурная зависимость твёрдости хорошо согласуется с имеющимися экспериментальными измерениями и прогнозами моделей на основе машинного обучения. Все величины в нашей модели могут быть получены непосредственно из расчётов или экспериментов, поэтому модель пригодна для практического применения», — добавил профессор Проектного центра по энергопереходу Сколтеха Александр Квашнин, соавтор и научный руководитель работы.