Положение о принципах использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности

УТВЕРЖДЕНО / APPROVED

Приказом ректора Сколковского института науки и технологий

от «20» декабря 2024 № 1630

Order of the President of the Skolkovo Institute of Science and Technology

dated December 20, 2024 No.1630






Понятия и определения

Terms and Definitions



Бот – программное приложение, которое запускает автоматизированные задачи с целью имитации человеческой деятельности, такой как обмен сообщениями.

Botsoftware application that runs automated tasks (scripts) on the Internet, usually with the intent to imitate human activity, such as messaging.

Галлюцинация – реакция искусственного интеллекта на запрос, которая не подтверждается данными его обучения, или содержит вымышленные ответы, не имеющие отношения к действительности.

Hallucination – a response to a prompt generated by AI which contains false or misleading information presented as fact.

Генеративный искусственный интеллект  тип системы искусственного интеллекта, способной генерировать текст, изображения или другие медиа данные в ответ на Промпты.

Generative artificial intelligenceartificial intelligence capable of generating text, images, videos, or other data, often in response to Prompts.

Искусственный интеллект (ИИ) – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их.

Artificial intelligence (AI)  a set of technological solutions that allows simulating human cognitive functions and obtaining results when performing specific tasks that are comparable to or superior to the results of human intellectual activity.

Нейронная сеть  программное воплощение математической модели, построенное по принципу организации биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма.

Neural network  a software implementation of a mathematical model, built on the principle of organizing biological neural networks - networks of nerve cells of a living organism.

Обучающиеся – студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты, слушатели программ дополнительного профессионального образования.

Students – undergraduate, graduate and postgraduate students, and students of professional education programs.

Положение – Положение о принципах использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности.

Policy – Policy on the principles of using artificial intelligence in educational activities.

Промпт – запрос к Нейронной сети, сформулированный с целью получить желаемое изображение, текст или другие медиа данные.

Ведущий преподаватель дисциплины – научно-педагогический работник Сколтеха, ответственный за разработку и преподавание дисциплины.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, ведущие преподаватели дисциплин, помощники преподавателей, научные руководители.


Prompt – a question or statement submitted to a Neural network in order to get a response (image or text or other media data).

Lead Instructor – an academic staff member responsible for developing and teaching a course

Educational program participants – students, Lead instructors, teaching assistants, supervisors.



1. Общие положения

1. General Provisions

1.1. Положение определяет общие принципы, которыми руководствуются Участники образовательных отношений, работники Сколтеха при создании и использовании в образовательной деятельности инструментов, программного обеспечения и продуктов на основе ИИ, а также при применении локальных нормативных актов и разрешении споров в части, относящейся к вопросам использования ИИ.


1.1. The Policy defines the general principles that should be followed by Educational program participants, employees of Skoltech when creating and using in educational activities AI powered tools, software and products, as well as when implementing policies and procedures and resolving disputes in sphere of AI use. 

1.2. Использование ИИ в образовательном процессе Сколтеха призвано способствовать решению сложных исследовательских и академических задач, развитию мышления и креативности Участников образовательных отношений. Сколтех поддерживает инициативы по внедрению ИИ в образовательный процесс, предоставлению доступа к соответствующим технологиям, продуктам и инструментам.


1.2. The use of AI in the educational process of Skoltech is aimed at solving complex research and academic problems and developing thinking and creativity of Educational program participants. Skoltech supports initiatives to introduce AI into the educational process and give access to relevant technologies, products, and tools.

1.3. Базовым принципом Положения является презумпция допустимости использования ИИ, если такое использование не нарушает права третьих лиц, а также принципы и правила, изложенные в Положении. Использование ИИ в образовательном процессе должно быть направлено на стимулирование креативности и восприятия. Участники образовательных отношений могут свободно использовать Генеративный искусственный интеллект для развития академических навыков в рамках образовательного процесса в соответствии с принципами Системы результатов обучения Сколтеха


1.3. The key principle of the Policy is the presumption of authorized use of AI, unless such use violates the rights of third parties, the rules and principles outlined in the Policy. The use of AI tools in the educational process aims to help enhance creativity and understanding. Educational program participants can openly use Generative artificial intelligence tools in developing academic skills to support educational process in accordance with the principles underpinning the Skoltech Learning Outcome Framework.

1.4. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, принципами ЮНЕСКО в отношении использования ИИ в образовании, с учетом практики ведущих российских и иностранных образовательных организаций.


1.4.The Policy has been developed in accordance with the Russian legal regulations, UNESCO principles regarding the use of AI in education; the Policy follows the best practices of leading Russian and foreign universities.

1.5. Положение составляет основу для применения локальных нормативных актов Сколтеха об академической честности (Положение об академической честности студентов), о промежуточной и итоговой аттестации, иных локальных нормативных актов, в части определения условий использования ИИ в образовательном процессе.


1.5. The Policy establishes the basis for the implementation of Skoltech policies and procedures on academic integrity (Student Academic Integrity Regulations), on final discipline assessment and final attestation, on issues of using AI in the educational process.

1.6. Ведущие преподаватели дисциплин и научные руководители вправе определять специальные правила использования ИИ во время реализации курсов и исследовательских проектов (в том числе объём допустимого использования ИИ в работах, правила оформления ссылок при идентификации ИИ, запрет на использование ИИ при выполнении определенных типов заданий) на основе Положения. Преподаватели, помощники преподавателей и иные лица, временно замещающие Ведущих преподавателей дисциплин, не вправе самостоятельно устанавливать вышеуказанные правила. Правила такого использования должны быть сообщены Обучающимся посредством электронной информационно-образовательной среды до начала реализации соответствующих дисциплин.

1.6. Lead Instructors and supervisors are free to outline the specific rules of AI usage during courses and research projects (including the scope of permissible use of AI in works, rules for citing links when identifying AI, prohibitions to use AI for certain categories of tasks) based on the Policy. Instructors, teaching assistants and other persons, temporarily replacing Lead Instructors, are not authorized to outline the above rules. Guidelines for such use have to be communicated to Students in advance through Information System and Learning Environment.

1.7. Принимая во внимание высокую динамику развития технологий ИИ и их влияния на общество в России и мире, Сколтех регулярно (не реже 1 раза в год) производит пересмотр Положения и (в случае необходимости) его актуализацию.

1.7. Taking into account the high dynamics of AI technology development and its impact on society in Russia and worldwide, Skoltech regularly (at least once a year) reviews the Policy and updates it (if necessary).

1.8. Положение разработано с использованием функционала Генеративного искусственного интеллекта. Документ был рассмотрен, обсужден и скорректирован людьми, чтобы снизить риск появления вводящих в заблуждение и не соответствующих действительности норм.

1.8. The Policy is developed using the functionality of Generative artificial intelligence. The document has been reviewed, discussed, and amended by humans to reduce risks of confusing and false provisions.


2. Принципы использования ИИ в образовательном процессе и их применение


2. Principles of Using AI in Educational Process and Their Application


2.1. Использование ИИ в образовании базируется на следующих принципах: человекоцентричность, уважение прав и законных интересов третьих лиц, прозрачность, надёжность источников информации, соблюдение требований академической честности.

2.1. The use of AI in education is based on the following principles: human-centered approach, respect for the rights and legitimate interests of third parties, transparency, reliability of information sources,  compliance with the requirements of academic integrity.

2.2. Принципы являются обязательными для всех Участников образовательных отношений.

2.2. The principles are binding on all Educational program participants.

2.3. Человекоцентричность ИИ в образовании означает главенствующую роль человека как анализирующего информацию, делающего и обосновывающего выводы, принимающего окончательные решения и отвечающего за результаты работы. Участники образовательных отношений используют ИИ как вспомогательный и дополнительный инструмент в образовательном процессе, обеспечивая взвешенный и критический анализ результатов его деятельности. ИИ не может замещать человека в преподавании и получении знаний.  Ссылки на предоставление неверной информации, ошибочных выводов искусственным интеллектом, на некорректную обработку Промптов не могут рассматриваться как уважительные причины некачественной исследовательской работы. Является неприемлемым выполнение работы полностью ИИ без участия человека, если только такое выполнение не составляет суть задания, поставленного в рамках образовательного процесса. Также неприемлемой является полная замена общения между Участниками образовательных отношений в рамках академического взаимодействия на коммуникацию, осуществляемую автоматическими системами (Ботами и подобными инструментами).

2.3. Human-сentered approach to AI in education means the leading role of a human being as the one who analyzes information, makes and justifies conclusions, makes final decisions and is responsible for the results of their work. Educational program participants use AI as an auxiliary and additional tool in the educational process, providing a balanced and critical analysis of the results of its performance. AI cannot replace a person in teaching and acquiring knowledge. References to the provision of incorrect information or erroneous conclusions by artificial intelligence as well as improper processing of Prompts cannot be considered as valid reasons for poor-quality research work. It is not acceptable for a work to be performed entirely by AI without human participation, unless such performance is the essence of the task set within the educational process. It is not acceptable to fully replace communication between Educational program participants within the framework of academic interaction with communication carried out by automated systems (Bots and similar tools).


2.4. Выполнение любых заданий, работ, включая диссертации, допускается с использованием ИИ, при условии соблюдения принципа человекоцентричности, как обозначено в пункте 2.3 Положения, а также принципа прозрачности. Следуя принципу прозрачности, работники и Обучающиеся Сколтеха обязаны обозначать результаты деятельности, при реализации которой был использован ИИ, в том числе обозначать используемые инструменты ИИ, если только Ведущий преподаватель дисциплины (научный руководитель) не указал иные требования. Неуказание на использование ИИ представляет собой нарушение принципа академической честности и рассматривается как плагиат и (или) обман. Правило об указании на использование технологий ИИ не применяется в случае, когда соответствующая технология обеспечивает исключительно технические функции, такие как перевод текста (если выполнение перевода не является поставленной и подлежащей оценке задачей), проверка орфографии и пр.

2.4. Any tasks, works, including thesis, may be performed using AI tools, subject to compliance with the principle of human-centered approach, as specified in clause 2.3 of the Policy, as well as the principle of transparency. Skoltech employees and Students are required to highlight the results of their activities, in the implementation of which AI tools were used, including indicating the names of AI tools used, unless a Lead Instructor (supervisor) indicated other requirements. Failure to indicate the use of AI is a violation of the principle of academic integrity and is considered as plagiarism and (or) cheating. The rule on indicating the use of AI technologies does not apply in cases where the relevant technology is used strictly for technical purposes, such as text translation (if translation is not an assigned and assessable task), spell checking, etc.


2.5. При использовании инструментов Генеративного искусственного интеллекта необходимо принимать во внимание, что информация может обрабатываться и генерироваться Нейронными сетями без проверки фактов и критического анализа, в частности, приводя к появлению неточной, противоречивой, дискриминационной информации, а также к возникновению Галлюцинаций. В этой связи обязательным является проверка фактов, предоставленных ИИ, как автором исследования самостоятельно, так и с использованием альтернативных источников информации. Каждый пользователь Генеративного искусственного интеллекта должен быть осведомлен об этой особенности.

2.5. When using Generative artificial intelligence tools, it is necessary to consider that information can be processed and generated by Neural networks without fact-checking and critical analysis, in particular, leading to the emergence of inaccurate, contradictory, discriminatory information, or even Hallucinations. In this regard, it is mandatory to check the facts provided by AI, both by the author of the research independently and using alternative sources of information. Any user of Generative artificial intelligence should be aware of the stated specificity.


2.6. Создание и использование ИИ должно осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации (в том числе законодательства об интеллектуальной собственности, о защите неприкосновенности частной жизни, о персональных данных, о защите информации) и локальных нормативных актов Сколтеха. В случае, если вопрос не урегулирован, следует исходить из необходимости минимизации рисков причинения вреда интересам третьих лиц.

2.6. The creation and use of AI must be carried out in compliance with the requirements of legislation of the Russian Federation (including legislation on intellectual property, on the protection of privacy, on personal data, on the protection of information) and policies and procedures of Skoltech. If the issue is not resolved, one should proceed from the need to minimize the risks of harm to third parties.


2.7. При применении принципа академической честности к работам, выполненным с использованием Генеративного искусственного интеллекта, он рассматривается как источник. К оформлению работ применяются требования об авторизации цитат, указании ссылок и соблюдении правил цитирования. Сколтех рассматривает как приписывание авторства и обман обозначение текстов, изображений и иных данных, сгенерированных ИИ, как созданных человеком. Ведущие преподаватели дисциплин и научные руководители вправе использовать программное обеспечение для выявления материалов, сгенерированных ИИ.

2.7. When applying the principle of academic integrity to works performed using Generative artificial intelligence, itis considered as a source. Requirements for authorization of citations, references and compliance with citation rules apply to the designation of works. Skoltech considers the attribution of authorship and fraud to be the designation of texts, images and other data generated by AI as created by a human. Lead Instructors and supervisors have the right to use software to identify materials generated by AI.


2.8. Сколтех обеспечивает инструктирование и обучение пользователей Генеративного искусственного интеллекта с тем, чтобы обеспечить грамотное использование этой технологии такими пользователями. Работникам профессорско-преподавательского состава рекомендуется пройти обучение, чтобы подтвердить, что они обладают достаточными навыками и знаниями для использования Генеративного искусственного интеллекта в образовательных целях.

2.8. Skoltech ensures through guidance and training that users of Generative artificial intelligence users should be literate in this technology. Faculty members are encouraged to undergo training to ensure that they have sufficient skills and knowledge to use Generative artificial intelligence for educational purposes.